5 ЗАП На протяжении
100 лет войска ВВС надежно защищают воздушные границы, господствуют над
просторами нашей Родины. Благодарим вас за обеспечение безопасности каждого
российского гражданина в частности и всей нации в целом! Честь и хвала вам! Шли первые дни войны… И первыми, кто принял на себя удар гитлеровской авиации, были наши летчики, среди них 4-й авиационный полк под командованием майора Тетмана. Но неравными были силы, и поэтому, понеся большие потери, этот полк был отведён под Воронеж. Часть его, соединённая с 164-м резервным полком, и положила начало рождения 5-го Запасного авиационного полка. В первые месяцы Великой Отечественной войны в селе Кинель – Черкассы на территории Агротехникума (ныне Кинель – Черкасский сельскохозяйственный техникум) был размещен 5-ый запасной авиационный полк, задачей которого было испытание новейших штурмовиков ИЛ – 2 и подготовки военных летчиков. Летом и осенью 1941 года в г. Куйбышев были эвакуированы оборонные и промышленные предприятия для обеспечения фронта боеприпасами, продовольствием, обмундированием. Постановление Государственного комитета обороны №75/сс от 9 октября 1941 года обязывает Народный комиссариат авиационной промышленности эвакуировать Воронежский завод №18 в г. Куйбышев и начать выпуск самолетов Ил- 2 с 25 ноября 1941 года. В постановлении бюро Кинель – Черкасского райкома ВКП (б) №29 от 1 августа 1941 года рассматривается вопрос о строительстве аэродрома на территории Кинель – Черкасского района на земельной площади колхоза «Борьба за Мировой Октябрь» в целях выполнения постановления бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) от 22 июня 1941 года. Были даны распоряжения партийному активу обеспечить высокую значительность и дисциплину при строительстве. Обязать секретарей первичных парторганизаций, председателей сельисполкомов, председателей колхозов, директоров МТС безоговорочно выполнять наряды на потребное количество рабочих рук и автотракторного транспорта, обеспечивая последних орудиями труда и продуктами питания. В Справке Кинель – Черкасского райкома ВКП(б) представителю ВМФ №44 от 6 сентября 1941 г. под грифом совершенно секретно говорится о возможных помещениях для размещения военной авиационной части, где среди прочих объектов указано помещение агротехникума: 4 корпуса, общей площадью 4000 кв. метров. Для использования под авиамастерские предлагаются два гаража Кинель – Черкасской МТС площадью 1000 кв.м. Хлебопекарни района способны обеспечить хлебом воинскую часть. Постоем на частных квартирах может быть размещен командный состав части до 500 человек. Так, в трудное для страны время в 1941 году на куйбышевской земле был выпущен первый легендарный самолет - штурмовик Ил-2, способный наносить сокрушительные удары по любым наземным целям: танкам, артиллерии, автомашинам и повозкам, дотам и блиндажам. По-разному называли его наши солдаты: "Горбатый", "Летающий танк", а фашисты окрестили Ил-2 "Черной смертью". Самолет стал самой массовой машиной наших ВВС, около 40 тысяч было выпущено их за годы войны. Ни у наших союзников, ни у наших противников ничего подобного не было. Летчики 5-го ЗАПа, как и других полков, получали самолёты ИЛ-2 на новом заводе, апробировали их и затем учили навыкам полётов в боевой обстановке молодых лётчиков, только что окончивших военные училища по ускоренной программе, а также лётчиков, уже побывавших в воздушных боях и переучивающихся на новый тип самолётов. Работа была очень трудной и напряжённой. Лётчикам-инструкторам приходилось делать в день по 40-70 вылетов. Нужно было не только научить лётчиков в совершенстве владеть техникой боя, техникой прицельного бомбометания, но научить так побеждать врага, чтобы оставаться живыми. Хорошо учили лётному мастерству пилотов такие лётчики-инструкторы 5-го ЗАПа, как Иванов, Смыслов, Галкин, Астахов, Карпов, Комиссаров, Липовецкий и др. Многие из них первые месяцы войны прошли боевые испытания в схватках с врагом, а затем были отозваны на инструкторскую работы 5 ЗАП. Они рвались на фронт, подавали рапорты, но им говорили: «Ваша перовая здесь». И они сражались с врагом здесь, по-своему, без устали, готовя боевых лётчиков. 5 ЗАП был лучшим по мнению командира 1 штурмовой Краснознаменной авиабригады, не только в бригаде, но одним из лучших в воздушных силах Советской Армии. И поэтому сюда неоднократно приезжали лётчики-инструкторы и специалисты из других полков, чтобы поучиться военному мастерству у лётчиков 5 ЗАПа. Люди, служившие в 5 ЗАПе, были очень инициативны. Когда 18-й авиазавод наладил производство 2-х местных ИЛов, то по инициативе комсорга полка Заяц С.Н. была организована школа молодых авиаспециалистов, которая готовила воздушных стрелков и радистов. Заяц С.Н. стал командиром этой школы и уже в начале 1942 г. состоялся первый выпуск курсантов этой школы. Командиром 5 – го ЗАПа был подполковник Беляков А. Н. По воспоминаниям лётчиков, он был командиром строгим, решительным и отзывчивым. При исполнении своего воинского долга он проявлял мужество, настойчивость и храбрость. Несмотря на тяжёлую болезнь, он совершал на самолёте ИЛ упражнения, которые были невыполнимы для этого самолёта. Комиссар 3-ей эскадрильи полка Баженов Ф.В. вспоминал, что на стекло кабины отправлявшегося на фронт самолёта прикреплялась открытка. И это было лучшей агитацией. Вылетающий на передовую лётчик знал, кого он спасает, кого защищает в бою. Героически сражались стажеры 5 ЗАПа. Только 75-й Сталинградский Гвардейский авиаполк, сформированный здесь, на волжской земле дал стране 26 Героев Советского Союза, а четверым из них, это звание было присвоено дважды. Лётчик Иванов Степан Сергеевич погиб, подняв новый ИЛ в небо, самолёт взорвался, не долетев до аэродрома. Самолет рухнул на землю в том месте, где сейчас расположен железнодорожный вокзал станции «Новоотрадная». Погиб на нашей земле в 1944 году и командир звена Лобков. Выпускник 5-го ЗАПа, уроженец Чувашии, Николай Бугаков повторил подвиг Николая Гастелло. Идут годы… Великая Отечественная война всё дальше и дальше отодвигается вглубь истории. Мы идём в будущее вместе со своим прошлым и в этом пути с нами наша благодарная человеческая память, защитившим Отчизну и верный долг пред погибшими. На территории Кинель – Черкасского СХТ находится могила командира 5 – го ЗАПа подполковника Белякова Александра Никифоровича. В 2014 году в ходе поисковой работы, студентами СХТ, была найдена информация о награждении подполковника Белякова Александра Никифоровича орденом Красного Знамени и Орденом Отечественной войны 1 – ой степени (на сайте «Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.»). МБУ «Историко – краеведческий музей» благодарит за предоставленные материалы Столярова П.Д. и рук.музея СХТ Кузнецову Л.А. | |
Просмотров: 452 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |