16:48
«Всё начинается с семьи» Выставка рушников. 7-8 июля 2023 г.


День семьи, любви и верности празднуется в России ежегодно с 2008г. В самый разгар лета, 8 июля торжества проходят по всей стране.

     В основе праздника лежит история семейного счастья князя Петра и его жены Февроньи, живших в 13 веке в городе Муроме. Эта семейная пара для всех жителей своего города или села сумела стать образцом взаимной любви и семейного благополучия.

    К этому знаменательному дню, представляем вашему вниманию выставку свадебных рушников из фондохранилища нашего музея. Рушники сопровождали человека всю его жизнь от рождения и до смерти. Рушник использовался и на всех этапах свадьбы:

- Перед венчанием родители благословляли молодых иконами украшенными "благословенными" рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.

- На венчании молодые становятся у аналоя на "венчальный" белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака.

- Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся "союзным" рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

Интересная информация о свадебных традициях в Кинель – Черкасском районе есть в книге «КРАЙ КИНЕЛЬ – ЧЕРКАССКИЙ: к истории населенных мест и этнографии района», авторы монографии: Т.И.Ведерникова, Г.В.Сёмочкина, П.Д.Столяров, Л.А.Черных.

Так, в селе Богородском свадьбы справляли в строго определенное время, чтобы не было поста. Начиналась свадьба со сватовства. Родители жениха сами выбирали для него невесту, мало считаясь с его намерениями и чувствами. Предварительно засылали в дом невесты одну из своих родственниц – сваху – узнать, не встретят ли они при сватовстве сильного отпора со стороны родителей невесты. Иногда просто предупреждали о сватовстве; без предупреждения шли сватать очень редко {157}. Сговоры назывались запоем, а про невесту говорили: «её пропили», «просватали». Вино на запое было со стороны жениха, а закуска к нему – от родителей невесты. Гуляющих было немного, самое большее по 10 человек с каждой стороны. Почетные места за столом предоставлялись родителям жениха и его родным. Приглашались на запой и соседи с обоих сторон.

В селе Александровка подарком жениху от невесты была рубашка и зеркало, жених же посылал невесте веник, которым её мыли накануне свадьбы в бане. В день свадьбы этот веник, украшенный лентами, привязывали к дуге свадебной повозки. {163}

В этномузее СГИК экспонируется материнское полотенце, подаренное русской жительницей села Чёрновка. Она называла его полотенцем «с пятухами», хотя наряду с птичками, в его вышивке присутствует «древо жизни», как связь уходящей из дома невесты со всем ее родом. {164}

Просмотров: 233 | Добавил: museum-kinelcherkassy | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: