История одного предмета

УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ

  В историческом зале краеведческого музея есть предметы, вмещающие в себя огромное количество информации, которая неразрывно связана с историей страны. Просто нужно суметь прочесть то, что, например, изображено на жестяном рекламном щите спирто-очистительного завода А.А. Ванюшиной (конец XlX начало XX веков).

   Что же из себя представляла дореволюционная реклама? Реклама того времени отмечалась оригинальностью и красочностью. Жесть в этот период успешно использовалась на Отечественных предприятиях: выпускались всевозможные банки, бонбоньерки (коробка для конфет).

   С 1880 –х г.г. был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии, это довольно долговечный способ и на сегодняшний день, изображение на рекламном щите до сих пор не потеряло своей привлекательности. Реклама Российской империи была сродни искусству, над которой трудились именитые художники.

   В 1897 году на Международной выставке в Санкт –Петербурге присутствовало 700 афиш, в основном зарубежных в том числе из Франции, США, Германии.

   Но вернемся к музейному предмету, который рассказывает нам о поколении купеческой семьи Ванюшиных, занимавшихся разнообразной торговой деятельностью на бескрайних просторах Уральска. Родовой клан Ванюшиных был крепким, успешным, каждый из потомков – это яркая личность в купеческом мире.

   Оренбургские газеты отмечали особую энергичность этих купцов, их предприимчивость, особую практическую хватку, способность оценить перспективы развития дел Оренбуржья, Самарской губернии, Приуралья. Поражает широта размаха и разносторонность их деятельности, которая касалась разных отраслей.

   Они брались за всё, что приносило прибыль. Занимались выращиванием зерна и его торговлей в Приуралье. Арендовали у казаков 2000 десятин (2180 гектаров) целинных земель вдоль реки Утвы. В 1888 году им принадлежала мельница на реке Малый Илек.
   В Уральске они открыли винно-спиртовой склад и сеть магазинов, лавок, трактиров, стали брать крупные подряды на строительные работы. В конце 1870-х годов у переправы джамбейтинского тракта через Барбашову речку (Барбастау) на пустой территории, взятой в аренду у казаков, братья заложили огромный сад на 4000 яблонь. Рядом построили ветряную мельницу. Садоводческое хозяйство позволило Ванюшиным создать крупное винодельческое производство.


   Большую известность получила Анна Александровна Ванюшина, владелица спиртоочистительного и ректификационного водочного завода. И, как и все Ванюшины, Анна Александровна занималась благотворительностью.

   Рекламный щит, который находится в экспозиции, попал к нам из с. Александровка, такими шедеврами был обит сундук одной из жительниц.

По всей видимости эта реклама была выпущена после 1896 года, т.к. надпись гласит: за Нижегородскую выставку 1896 год, бронзовая медаль. В центре: Спиртоочистительный ректификационный завод А. А. Ванюшиной в Уральске; Уральская Областная Выставка в 1893г.в присутствии наследника Цесаревича в память 300-летнего юбилея Уральского Казачьего войска удост. за неимением высшей награды Почетным Отзывом выставки. Здесь же реклама Саратовского отделения, Уральского магазина, присутствуют картинки с изображением казаков и рыбаков. В центре – здание спиртового завода и цех, в котором трудятся рабочие. В верхней части рекламы, на английском языке – Памятный знак всемирной выставки Чикаго 1993 год.

   На нижней части рекламного щита информация о предприятии по выработке жестяных изделий: Фабрика металлических изделий Л.П. Бонакер в Москве. Контора и склад средние ряды №22 ….. церкви Святого Василия Блаженного. Фабрика за Семеновской заставой, собственный дом.

   Нужно сказать, что это предприятие было довольно известным в России. На фабрике работал и жестяной цех. Разливали в баночки ваксу и отправляли в магазины. А вскоре Бонакер начал расширять своё жестяное производство: банки для рыбных консервов, конфет, бисквитов, мёда.

   «На небольшой витрине разложены жестянки всевозможных видов и величин. Это изделия московской фабрики В. В. Бонакера, изготовляющей ежегодно на 400.000 рублей жестянок для икры и рыбных консервов», — рассказывали «Известия Министерства земледелия» о международной рыбопромышленной выставке 1902 года, в которой участвовал фабрикант. Отметила газета и выставленную машину, которая даёт «плотную закупорку дна без паяния (такая система в большом ходу сейчас за границей). Дело поставлено на широкую ногу, и фабрика изготовляет хорошую посуду».

   У Бонакера были партнёры — владельцы фабрик рыбных консервов в черноморских Одессе и Очакове. Там из собственного улова готовили консервы из макрели в томатном соусе и в маринаде, а также закатывали раковые шейки.

   Но настоящую золотую жилу Бонакер нашёл в сфере духовной. Он начал производить иконы на жести. Нарядные, с приятными красками и мягким блеском. Штампованные иконы искусно имитировали живописную работу. А главное, благодаря скоропечатной машине были чрезвычайно дёшевы.

«В последнее время всем иконописцам приходится переживать тяжёлый кризис, и их промыслу грозит полное уничтожение. Несколько лет назад в Москве открылись две иностранные мастерские — Жако и Бонакер, которые, начав свою деятельность с изготовления металлических коробок для ваксы, консервов, конфет и проч., перешли к печатанию на жести икон», — писал журнал «Воскресный день» в 1900 году.

   Агенты этих фирм заключали договоры с большинством монастырей по всей России на изготовление иконок для продажи. Счёт штампованных иконок пошёл на сотни тысяч. Монастыри почти совсем прекратили покупку икон у традиционных иконописцев лишив их заработка.

   Проблему даже пытался решить Священный Синод, запретив в 1903 году ввозить жестяные иконы из-за границы и рекомендовав храмам перестать их покупать. Но фабрика Бонакера была ему неподвластна, она бесперебойно штамповала яркие дешёвые иконки.

   И сегодня такие иконы не являются большой редкостью, в одной из экспозиций «Дворянской гостиной» нашего музея находится икона Святого благоверного князя Александра Невского, отпечатанного на фабрике Бонакера.

   Остановила производство жестяных икон Первая мировая война — не хватало ни материалов, ни рабочих, а затем и Революция 1917 года.