История одного предмета
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ
В историческом зале краеведческого музея есть предметы, вмещающие в себя огромное количество информации, которая неразрывно связана с историей страны. Просто нужно суметь прочесть то, что, например, изображено на жестяном рекламном щите спирто-очистительного завода А.А. Ванюшиной (конец XlX начало XX веков).
Что же из себя представляла дореволюционная реклама? Реклама того времени отмечалась оригинальностью и красочностью. Жесть в этот период успешно использовалась на Отечественных предприятиях: выпускались всевозможные банки, бонбоньерки (коробка для конфет).
С 1880 –х г.г. был разработан способ нанесения изображения на жесть методом хромолитографии, это довольно долговечный способ и на сегодняшний день, изображение на рекламном щите до сих пор не потеряло своей привлекательности. Реклама Российской империи была сродни искусству, над которой трудились именитые художники.
В 1897 году на Международной выставке в Санкт –Петербурге присутствовало 700 афиш, в основном зарубежных в том числе из Франции, США, Германии.
Но вернемся к музейному предмету, который рассказывает нам о поколении купеческой семьи Ванюшиных, занимавшихся разнообразной торговой деятельностью на бескрайних просторах Уральска. Родовой клан Ванюшиных был крепким, успешным, каждый из потомков – это яркая личность в купеческом мире.
Оренбургские газеты отмечали особую энергичность этих купцов, их предприимчивость, особую практическую хватку, способность оценить перспективы развития дел Оренбуржья, Самарской губернии, Приуралья. Поражает широта размаха и разносторонность их деятельности, которая касалась разных отраслей.
Они брались за всё, что приносило прибыль.
Занимались выращиванием зерна и его торговлей в Приуралье. Арендовали у казаков
2000 десятин (2180 гектаров) целинных земель вдоль реки Утвы. В 1888 году им
принадлежала мельница на реке Малый Илек.
В Уральске они открыли винно-спиртовой склад
и сеть магазинов, лавок, трактиров, стали брать крупные подряды на строительные
работы. В конце 1870-х годов у переправы джамбейтинского тракта через Барбашову
речку (Барбастау) на пустой территории, взятой в аренду у казаков, братья
заложили огромный сад на 4000 яблонь. Рядом построили ветряную мельницу.
Садоводческое хозяйство позволило Ванюшиным создать крупное винодельческое
производство.
Большую известность получила Анна Александровна
Ванюшина, владелица спиртоочистительного и ректификационного водочного завода. И,
как и все
Ванюшины, Анна Александровна занималась благотворительностью.
Рекламный щит, который находится в экспозиции, попал к нам из с. Александровка, такими шедеврами был обит сундук одной из жительниц.
По всей видимости эта реклама была выпущена после 1896 года, т.к. надпись гласит: за Нижегородскую выставку 1896 год, бронзовая медаль. В центре: Спиртоочистительный ректификационный завод А. А. Ванюшиной в Уральске; Уральская Областная Выставка в 1893г.в присутствии наследника Цесаревича в память 300-летнего юбилея Уральского Казачьего войска удост. за неимением высшей награды Почетным Отзывом выставки. Здесь же реклама Саратовского отделения, Уральского магазина, присутствуют картинки с изображением казаков и рыбаков. В центре – здание спиртового завода и цех, в котором трудятся рабочие. В верхней части рекламы, на английском языке – Памятный знак всемирной выставки Чикаго 1993 год.
На нижней части рекламного щита информация о предприятии по выработке жестяных изделий: Фабрика металлических изделий Л.П. Бонакер в Москве. Контора и склад средние ряды №22 ….. церкви Святого Василия Блаженного. Фабрика за Семеновской заставой, собственный дом.
Нужно сказать, что это предприятие было довольно известным в России. На фабрике работал и жестяной цех. Разливали в баночки ваксу и отправляли в магазины. А вскоре Бонакер начал расширять своё жестяное производство: банки для рыбных консервов, конфет, бисквитов, мёда.
«На небольшой витрине разложены жестянки всевозможных видов и величин. Это изделия московской фабрики В. В. Бонакера, изготовляющей ежегодно на 400.000 рублей жестянок для икры и рыбных консервов», — рассказывали «Известия Министерства земледелия» о международной рыбопромышленной выставке 1902 года, в которой участвовал фабрикант. Отметила газета и выставленную машину, которая даёт «плотную закупорку дна без паяния (такая система в большом ходу сейчас за границей). Дело поставлено на широкую ногу, и фабрика изготовляет хорошую посуду».
У Бонакера были партнёры — владельцы фабрик рыбных консервов в черноморских Одессе и Очакове. Там из собственного улова готовили консервы из макрели в томатном соусе и в маринаде, а также закатывали раковые шейки.
Но настоящую золотую жилу Бонакер нашёл в сфере духовной. Он начал производить иконы на жести. Нарядные, с приятными красками и мягким блеском. Штампованные иконы искусно имитировали живописную работу. А главное, благодаря скоропечатной машине были чрезвычайно дёшевы.
«В последнее время всем иконописцам приходится переживать тяжёлый кризис, и их промыслу грозит полное уничтожение. Несколько лет назад в Москве открылись две иностранные мастерские — Жако и Бонакер, которые, начав свою деятельность с изготовления металлических коробок для ваксы, консервов, конфет и проч., перешли к печатанию на жести икон», — писал журнал «Воскресный день» в 1900 году.
Агенты этих фирм заключали договоры с большинством монастырей по всей России на изготовление иконок для продажи. Счёт штампованных иконок пошёл на сотни тысяч. Монастыри почти совсем прекратили покупку икон у традиционных иконописцев лишив их заработка.
Проблему даже пытался решить Священный Синод, запретив в 1903 году ввозить жестяные иконы из-за границы и рекомендовав храмам перестать их покупать. Но фабрика Бонакера была ему неподвластна, она бесперебойно штамповала яркие дешёвые иконки.
И сегодня такие иконы не являются большой редкостью, в одной из экспозиций «Дворянской гостиной» нашего музея находится икона Святого благоверного князя Александра Невского, отпечатанного на фабрике Бонакера.
Остановила производство жестяных икон Первая мировая война — не хватало ни материалов, ни рабочих, а затем и Революция 1917 года.