Рубрика "История одного предмета. Свистулька.".
«НЕ СВИСТИ – ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ».

Невзрачный, почти не заметный предмет
находится в одной из экспозиций музея, но с очень интересной историей – это
глиняная свистулька, которая была сделана гончаром из села Большой Сарбай.
Писатель В. Солоухин справедливо заметил: «Откуда же пришла красота в
повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в живопись? Да из
души человека, откуда же еще было прийти!».
Народные промыслы – это именно то,
что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Лепка игрушек из глины – одна
из своеобразных и, в чем-то, загадочных областей народного творчества.
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета,
главными покупателями были простые люди.
Народные мастера лепили свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек,
птиц и фантастических животных. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8
лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой
и весной до покосов.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше
всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины.
Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, реликвия из глубины
веков.
На Руси свистульки появились не
позднее X века. Поначалу они были второстепенным продуктом гончарного ремесла, но
в конце XIX — первой половине XX века их производство, вместе с другими
глиняными игрушками, становится самостоятельным направлением русских народных
промыслов, центры которых существовали во многих регионах России.
Со времён язычества свистулька использовалась как обрядовый и магический
инструмент. В некоторых областях игрой на свистульках сопровождались детские
обряды встречи весны: Каргопольские свистульки брали в лес и свистели. Родители
давали куличи, яйца, лепёшки.
В настоящее время свистулька сохранилась в качестве детской музыкальной игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства, а в нашем музее она заняла свое место в экспозиции музея.