Рубрика "История одного предмета. Свистулька.".
«НЕ СВИСТИ – ДЕНЕГ НЕ БУДЕТ».


    Невзрачный, почти не заметный предмет находится в одной из экспозиций музея, но с очень интересной историей – это глиняная свистулька, которая была сделана гончаром из села Большой Сарбай.
Писатель В. Солоухин справедливо заметил: «Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в живопись? Да из души человека, откуда же еще было прийти!».
     Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Лепка игрушек из глины – одна из своеобразных и, в чем-то, загадочных областей народного творчества.
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Народные мастера лепили свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины.
Глиняные свистульки в наше время - это большая редкость, реликвия из глубины веков.
    На Руси свистульки появились не позднее X века. Поначалу они были второстепенным продуктом гончарного ремесла, но в конце XIX — первой половине XX века их производство, вместе с другими глиняными игрушками, становится самостоятельным направлением русских народных промыслов, центры которых существовали во многих регионах России.
Со времён язычества свистулька использовалась как обрядовый и магический инструмент. В некоторых областях игрой на свистульках сопровождались детские обряды встречи весны: Каргопольские свистульки брали в лес и свистели. Родители давали куличи, яйца, лепёшки.

     В настоящее время свистулька сохранилась в качестве детской музыкальной игрушки и произведения декоративно-прикладного искусства, а в нашем музее она заняла свое место в экспозиции музея.