«Хрупкое очарованье»
- выставка керамической посуды.
На выставке представлена керамическая посуда из фондов
музея:
- Полонского фарфорового завода;
- Довбышского фарфорового завода;
- Куйбышевского завода «Стройкерамика»;
-Дулёвского фарфорового завода;
-Конаковского фаянсового завода;
-Будянского фаянсового завода.
Среди них столовый сервиз «Товарищества производства
фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», принадлежавший семье дворян
Догадкиных Борису Константиновичу и Марии Михайловне, которые жили в с.
Кинель-Черкассы вначале 20 века.
После
появления в Х-ХIII веках первых русских городов, стали создаваться центры
ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.
Самая распространенная утварь
Древней Руси - глиняная посуда. В конце IX - начале Х века произошел переход от
лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские
народы, ели из нее практически все блюда.
Горшок —
самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто
вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду.
Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в
ней было можно готовить.
Поэтому в
загадке и говорится
«В земле
родился», где берут глину? В земле.
«В огне
закалился» Что это значит? Значит, что его обожги в печи.
«В печке
сгодился» Значит в нем можно готовить.
Форма горшка
напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его
дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло
расплескиваться воде при закипании.
Обожженная
глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если
она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой.
Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты было
можно. Про такую посуду есть загадка.
Был ребенок— не знал пеленок,
Стал стар —
пеленаться стал. (оплетенная глиняная посуда)
Подлинного расцвета искусство керамики достигло в 18 и в 19 веках, когда
наряду с простой гончарной посудой стали изготавливать майолику, полуфаянс,
фаянс и фарфор.
В 1744 году
открылось первое предприятие по производству фарфора в России - Императорский
завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ.
Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной
фарфора, блеском и чистотой красок.
В 18 веке
открывается много частных фарфоровых заводов, где выпускали изделия, доступные
всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды.
Конец XIX - начало
XX веков связано с деятельностью огромного концерна "Товарищество М.С.
Кузнецова", который производил фарфор. Фарфор этой фабрики пользовался
огромной популярностью и с самого начала была очень разнообразной: от дешёвых
предметов для крестьян до позолоченной посуды для купцов и дворянства. Более
100 лет Кузнецовский клан находился на лидирующих позициях фарфорово-фаянсового
производства России.
Родоночальник –
Яков Васильев. Он жил в Гжельской волости, имел постоялый двор и хорошо
зарабатывал кузнечным ремеслом. В виду такого успеха, он сменил фамилию на
Кузнецов.
Яков с сыновьями
нередко бывал на рынке и отмечал, что самым большим спросом пользуется обычная
глиняная посуда. Она тут, в основном, продавалась невзрачная, некачественная,
но дешевая, поэтому люди небольшого достатка ее и покупали. Посудой
интересовались так же и люди побогаче, но осмотрев ее поближе, в основном
разворачивались и уходили. Возможно, именно это наблюдение натолкнула Якова
сменить фамилию и заняться изготовлением фарфора.
В первой половине
19 века он выкупил земли у разорившегося барина, создал небольшую мануфактуру и
пригласил на работу мастеров Гжели. Руководство производством взяли на себя его
сыновья Терентий и Анисим, а изделия клеймились маркой «Ф. Братьев Кузнецовых».
В 1864 году завод перешел по наследству к внуку основателя Матвею
Сидоровичу Кузнецову. Матвей Сидорович отправлял своих работников для обучения
за границу и постоянно внедрял новые технологии, что позволило заводу оказаться
в числе лидеров среди российских фарфоровых мануфактур этого периода.
Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых
изделий Матвея Сидоровича Кузнецова объединило в себе следующие предприятия:
1.
Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика.
2.
Дулёвский фарфоро-фаянсовый завод.
3.
Фарфоровый завод Ауэрбаха (Тверская).
4.
Будянский фаянсовый завод.
5.
Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера.
6.
Фарфоровая фабрика в Славянске.
7.
Фабрика в деревне Песочной.
8.
Фабрика в селе Песочное.
В 1918 году завод Дулёво был национализирован, как и другие российские
фарфоровые заводы. До момента распада СССР в 1991 году на предприятии трудилось
более 6,5 тысяч человек.
Если многие фабрики после
национализации постепенно пришли в упадок, то Дулёвский завод стремительно
развивался. Завод мог похвастать не только числом выпускаемых работ, но и их
качеством.
С распадом Советского Союза рабочие предприятия приватизировали завод, что
не способствовало его дальнейшему процветанию. К 2012 году отсутствие вложений
в предприятие дало о себе знать. Упадок на заводе привел к тому, что
предприятие пришлось продать предпринимателям из России. С этого момента
Дулёвский фарфоровый завод переименовали в ПК «Дулёвский фарфор».
Именно под
таким названием предприятие и работает по сей день. Новые владельцы вложили
значительные средства в покупку новых современных печей и оборудования ведущих
производителей из Франции и Германии. В результате этого завод вновь набрал производственные
обороты и считается одним из крупнейших фарфоровых предприятий не только в
России, но и в Европе.
Интересные факты
Почему в название Дулёво? Земля под завод находилась рядом с деревней Ликино,
среди леса и болот. А в лесу стояла сторожка Ивана Дулёва.
Крестьяне, узнав о возможности наняться на работу, шли из деревень "к
Дулеву". Таким образом, фамилия лесника вошла в историю. Торф служил для
печек обжига, глина использовалась как сырье, крестьяне нанимались на завод.
Чем отличается фарфор от фаянса? Прозрачностью фарфора, а в остальном практически
ничем. Наряду с этим у фаянса было много достоинств его можно было украшать
рельефами и покрывать цветными глазурями, окрашивать в разнообразные цвета
массу, расписывать изделия от руки.