«Хрупкое очарованье»

- выставка керамической посуды.

 

На выставке представлена керамическая посуда из фондов музея:

- Полонского фарфорового завода;

- Довбышского фарфорового завода;

- Куйбышевского завода «Стройкерамика»;

-Дулёвского фарфорового завода;

-Конаковского фаянсового завода;

-Будянского фаянсового завода.

Среди них столовый сервиз «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», принадлежавший семье дворян Догадкиных Борису Константиновичу и Марии Михайловне, которые жили в с. Кинель-Черкассы вначале 20 века.

 

После появления в Х-ХIII веках первых русских городов, стали создаваться центры ремесел и торговли, в которых изготавливали и продавали различную посуду.
         Самая распространенная утварь Древней Руси - глиняная посуда. В конце IX - начале Х века произошел переход от лепной керамики к гончарной. Глиняной посудой пользовались все славянские народы, ели из нее практически все блюда.

Горшок — самая старая посуда. Ее научились лепить из глины еще древние люди. Но просто вылепленные из глины изделия были не прочные, в них нельзя было наливать воду. Потом люди научились глиняную посуду обжигать. Так она становилась прочной, в ней было можно готовить.

Поэтому в загадке и говорится

«В земле родился», где берут глину? В земле.

«В огне закалился» Что это значит? Значит, что его обожги в печи.

«В печке сгодился» Значит в нем можно готовить.

Форма горшка напоминает репку. Это сделано для того, чтобы в печке удобно было обложить его дровами, и он равномерно нагревался, а зауженное горлышко не позволяло расплескиваться воде при закипании.

Обожженная глиняная посуда называется «керамика». Глиняную посуду очень берегли, и если она разбивалась, ее не выбрасывали, а оплетали ивовыми прутиками или берестой. Воду наливать в такую посуду было уже нельзя, а хранить сыпучие продукты было можно. Про такую посуду есть загадка.

 Был ребенок— не знал пеленок,

Стал стар — пеленаться стал. (оплетенная глиняная посуда)

 

Подлинного расцвета искусство керамики достигло в 18 и в 19 веках, когда наряду с простой гончарной посудой стали изготавливать майолику, полуфаянс, фаянс и фарфор.

 

В 1744 году открылось первое предприятие по производству фарфора в России - Императорский завод в Петербурге. Он изготовлял как обычную посуду, так и посуду на заказ. Вся посуда, изготовленная на заводе, отличалась тщательной росписью, белизной фарфора, блеском и чистотой красок.

В 18 веке открывается много частных фарфоровых заводов, где выпускали изделия, доступные всем. Небогатые люди могли себе позволить купить белые фаянсовые сосуды.

Конец XIX - начало XX веков связано с деятельностью огромного концерна "Товарищество М.С. Кузнецова", который производил фарфор. Фарфор этой фабрики пользовался огромной популярностью и с самого начала была очень разнообразной: от дешёвых предметов для крестьян до позолоченной посуды для купцов и дворянства. Более 100 лет Кузнецовский клан находился на лидирующих позициях фарфорово-фаянсового производства России.

Родоночальник – Яков Васильев. Он жил в Гжельской волости, имел постоялый двор и хорошо зарабатывал кузнечным ремеслом. В виду такого успеха, он сменил фамилию на Кузнецов.

Яков с сыновьями нередко бывал на рынке и отмечал, что самым большим спросом пользуется обычная глиняная посуда. Она тут, в основном, продавалась невзрачная, некачественная, но дешевая, поэтому люди небольшого достатка ее и покупали. Посудой интересовались так же и люди побогаче, но осмотрев ее поближе, в основном разворачивались и уходили. Возможно, именно это наблюдение натолкнула Якова сменить фамилию и заняться изготовлением фарфора.

В первой половине 19 века он выкупил земли у разорившегося барина, создал небольшую мануфактуру и пригласил на работу мастеров Гжели. Руководство производством взяли на себя его сыновья Терентий и Анисим, а изделия клеймились маркой «Ф. Братьев Кузнецовых».

В 1864 году завод перешел по наследству к внуку основателя Матвею Сидоровичу Кузнецову. Матвей Сидорович отправлял своих работников для обучения за границу и постоянно внедрял новые технологии, что позволило заводу оказаться в числе лидеров среди российских фарфоровых мануфактур этого периода.

Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий Матвея Сидоровича Кузнецова объединило в себе следующие предприятия:

1.     Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика.

2.     Дулёвский фарфоро-фаянсовый завод.

3.     Фарфоровый завод Ауэрбаха (Тверская).

4.     Будянский фаянсовый завод.

5.     Фарфоровый завод Ф. Я. Гарднера.

6.     Фарфоровая фабрика в Славянске.

7.     Фабрика в деревне Песочной.

8.     Фабрика в селе Песочное.

 

В 1918 году завод Дулёво был национализирован, как и другие российские фарфоровые заводы. До момента распада СССР в 1991 году на предприятии трудилось более 6,5 тысяч человек.

Если многие фабрики после национализации постепенно пришли в упадок, то Дулёвский завод стремительно развивался. Завод мог похвастать не только числом выпускаемых работ, но и их качеством.

С распадом Советского Союза рабочие предприятия приватизировали завод, что не способствовало его дальнейшему процветанию. К 2012 году отсутствие вложений в предприятие дало о себе знать. Упадок на заводе привел к тому, что предприятие пришлось продать предпринимателям из России. С этого момента Дулёвский фарфоровый завод переименовали в ПК «Дулёвский фарфор».

Именно под таким названием предприятие и работает по сей день. Новые владельцы вложили значительные средства в покупку новых современных печей и оборудования ведущих производителей из Франции и Германии. В результате этого завод вновь набрал производственные обороты и считается одним из крупнейших фарфоровых предприятий не только в России, но и в Европе.

 

Интересные факты

Почему в название Дулёво? Земля под завод находилась рядом с деревней Ликино, среди леса и болот. А в лесу стояла сторожка Ивана Дулёва. Крестьяне, узнав о возможности наняться на работу, шли из деревень "к Дулеву". Таким образом, фамилия лесника вошла в историю. Торф служил для печек обжига, глина использовалась как сырье, крестьяне нанимались на завод.

Чем отличается фарфор от фаянса? Прозрачностью фарфора, а в остальном практически ничем. Наряду с этим у фаянса было много достоинств его можно было украшать рельефами и покрывать цветными глазурями, окрашивать в разнообразные цвета массу, расписывать изделия от руки.