Из истории подстаканника
Рубрика «История одного предмета».
Сегодня в рубрике «История одного предмета» мы предлагаем вам познакомиться
с различными видами подстаканников. Подстаканник - неизменный атрибут русского
чаепития, вещь редкая и ценная, не теряющая своего очарования и актуальности.
Подстаканники появились в российском быту в начале XX века, когда в
изготовлении посуды отказывались от фарфора и фаянса в пользу стекла. Чтобы
горячий стакан не обжигал руки, его ставили в металлический подстаканник с
ручкой. Со временем качественные подстаканники стали обязательным атрибутом
домов и кабинетов крупных руководителей - а теперь стали ярким символом ушедшей
эпохи.
Правда, многие культурологи высказывают мнение, что, скорее, подстаканник, как
атрибут чайного стола, появился в России еще в первой четверти XIX века. Это
было веяние восточной моды, принесённой из кавказских походов. Можно так же
предположить, что подстаканник – русское изобретение. В пользу этого говорит не
только традиция нескончаемого русского чаепития, в котором нет четкой
привязанности к определённым часам и ритуалам, но и то обстоятельство, что
подстаканник как предмет сервировки чайного стола весьма редко встречается в
мировых специализированных коллекциях и соответствующей литературе.
Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы,
могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии
его различных слоев. Подобно русским средневековым чаркам и чашам,
подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. Самая
распространённая из них, выполненная в технике резьбы или чеканки, – «Пейте на
здоровье!» – размещалась в верхней части. Очень часто подстаканники украшались
надписями с именем владельца или художественными монограммами из двух-трех
букв.
Помимо выполнения чисто утилитарных функций, подстаканник, особенно из серебра,
стал играть роль предмета, украшавшего обыденную жизнь. Серебряный подстаканник
относился к числу самых популярных подарков.
Формы подстаканников
Чрезвычайно разнообразны и интересны формы подстаканников. В середине XIX века
в оформлении тулова (корпуса) и ручки преобладали мотивы неорококо и
неоклассицизма. С 1870-х годов в соответствии с эстетикой «русского стиля»
подстаканники создавались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого
забора, бочонка, кадушки, плетеного берестяного кузовка. Тулово подстаканника
украшалось литыми накладками, резными цветочными гирляндами, гравюрами,
изображающими сельские или городские романтические пейзажи. По гладкой
поверхности летели резные стайки ласточек и рассыпались трогательные букетики
ландышей и фиалок. Чеканные, а чаще штампованные, с высоким рельефом,
подстаканники конца XIX – начала ХХ века являли миру вереницы стремительных
троек, сцены удачной охоты.
Всеобщее увлечение музыкой Вагнера и его знаменитой оперой «Лоэнгрин»
отразилось в оформлении подстаканников в виде фигуры лебедя с поднятыми и
экспрессивно изогнутыми крыльями.
Популярны были также рельефные изображения древнерусских богатырей, богатырских
застав, а также царевен в роскошных кокошниках. Как и во всем русском ювелирном
искусстве рубежа XIX – ХХ столетий, в декоре подстаканников нашли яркое
отражение былинные и сказочные, а также исторические сюжеты. Для начала ХХ века
характерно горельефное изображение лошадиной головы на длинной изогнутой шее в
обрамлении хомутов, подков, стеков, охотничьих рожков и других атрибутов охоты
и скачек.
В фондах МБУ Кинель-Черкасский «Историко-краеведческий музей» хранятся
несколько различных атрибутов русского чаепития, подстаканников. Все они разные
по форме, цвету, мотиву. Все предметы имеют цилиндрическую форму, ручка, как
правила изогнутая, полукруглой или квадратной формы. На одном изображен голубь,
окруженный снопом пшеницы, символизирующий мир, у основания расположен серп и
молот; на другом мы видим цветочные мотивы и гроздья ягод, на третьем
приоткрытые ворота, вдали у причала стоит теплоход, сверху рамку обрамляет
венок из лавровых листьев. Также есть подстаканники с изображением кремля и
пятиконечной звезды. Все экспонаты музея находятся в открытом доступе и с каждым
из них можно ознакомиться вживую.
Старинные русские подстаканники - сейчас предмет коллекционирования, роскошь,
которую могут позволить себе немногие.