Три Спаса августа:
Богатов Николай. Пасечник. 1875 г
Три Спаса пронеслись сквозь август.
Три Спаса, будто лета эхо.
Есть прелесть яблок, мёда сладость
И твёрдость спелого ореха...
Самый роскошный, жаркий во всех смыслах, летний месяц август богат не только на урожай всевозможных плодов, но и на ряд светлых, наполненных особым смыслом, православных праздников.
С 14 по 28 августа у православных длится единственный посвящённый Богородице строгий двухнедельный Успенский пост. Славянский народ издревле любит и чтит праздник Успения. Во время Успенского поста празднуются три Спаса – они как бы связуют весь Успенский пост. Каждый Спас имеет своё особое значение.
На первый Спас и нищий медку попробует!
14 августа, на Медовый Спас празднуется победа Андрея Боголюбского над напавшими на Русь болгарами, которая, как считается, стала возможной благодаря излучению божественного света от ликов Владимирской иконы Божьей Матери и иконы Спаса Нерукотворного. Так как удивительное спасение русского князя совпало по времени с церковным освещением целебного мёда нового сбора, то праздник и получил своё народное название — Медовый Спас. Было принято бесплатно делиться с окружающими мёдовыми припасами.
Второй Спас — яблочко припас!
19 августа, на Яблочный Спас, произошло чудесное Преображение Господне на священной горе Фавор перед апостолами Иоанном, Петром и Иаковом (отсюда слово «фаворит» – избранный), которые уже было потеряли веру в божественное происхождение Иисуса Христа. Как до Медового Спаса нельзя употреблять в пищу мёд, так и до Яблочного Спаса не рекомендуется христианам кушать яблоки. На Яблочный Спас всех одаривают освящёнными в храме плодами. С Преображения Господня погода преображается: считается, что с Яблочного Спаса начинается осень и первые холода.
Коль хорош третий Спас, будет зимой квас!
28 августа — великий праздник Успения (кончины) Пресвятой Богородицы. Заканчивается Успенский пост. А на следующий день, 29 августа, отмечается праздник в честь перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь и Хлебного Спаса. В этот день пекут пироги из новой муки. Хлебный Спас иначе ещё зовут Ореховым Спасом, т.к. после него поспевают орехи, или Спасом на холсте, т.к. во имя спасения хворого царя города Эдессы – Авгаря – Иисус Христос приложил к своему лицу холст, где отпечатался его лик, и передал его с гонцом. Исцеление немощного произошло очень быстро.
В празднествах Спаса заложен глубокий природный и религиозный смысл. С одной стороны, праздник Успения Богородицы — это праздник урожая, подведения итогов сельскохозяйственного года, осени: «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса». А с другой стороны, в Спасах заложен намёк на то, что о спасении собственной души надо бы позаботиться ещё до «осени» нашей жизни, чтобы потом не было поздно.
Левитан Исаак Ильич (1860–1900) Пасека. 1887 г. Русский музей, Санкт-Петербург
Богатов Николай. Пасечник. 1875 г.
Райлян Фома Родионович (1870-1930) Вечер. Пасека. 1898 г.
Хитрова Тамара Александровна (1913-1991) Пасека. 1970 г.
Родионовы Н. и В. Яблочный Спас
http://library-labirint-laboratoria.blogspot.com/2018/08/blog-post_3.html